IFLA Journal

 

Четверть века назад был учрежден Комитет по свободному доступу к информации и свободе выражения (FAIFE) Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA). Юбилей стал поводом для обращения к одному из важнейших документов Федерации – Заявлению о библиотеках и интеллектуальной свободе, определяющему политику IFLA и ее членов — библиотечных ассоциаций, профессиональных библиотекарей, библиотек и родственных с ними организаций. Этому посвящен очередной выпуск IFLA Journal. Редакторская колонка подготовлена Алексом Бёрном (Alex Byrne), председателем FAIFE с момента основания (1997–2003), а в впоследствии — президентом IFLA (2005–2007). Под заголовком «Декларация на все времена: Заявление IFLA о библиотеках и интеллектуальной свободе» (A declaration for all seasons: The IFLA Statement on Libraries and Intellectual Freedom) он предлагает обзор публикуемых статей, предваряя его анализом общих принципов поддержки библиотеками свободного доступа к информации.

Принципы, изложенные в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе, соответствуют Всемирной декларации прав человека ООН, согласно которой интеллектуальная свобода является фундаментальным правом. В своих положениях Заявление также опирается на Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках 1994 г., что распространяет зону ответственности IFLA в отношении реализации этого права на все без исключения библиотеки и информационные службы, а также на библиотечных специалистов, действующих в соответствии с принципами разнообразия, социальной справедливости и плюрализма. Представленные в Заявлении принципы по сей день не теряют своей актуальности. В нем, в частности, говорится о том, что:

• Библиотеки должны приобретать, хранить и представлять широкий спектр материалов, отражающий разнообразие и плюрализм общества.

• Библиотеки должны гарантировать, что материалы и услуги отбираются и предоставляются в распоряжение читателей на профессиональной основе, а не по политическим, моральным или религиозным мотивам.

• Библиотеки должны свободно приобретать, организовывать и распространять информацию и противостоять любой форме цензуры.

В самом выпуске представлено семь статей, посвященных проблемам свободы доступа к информации. Надо отметить, что практически все статьи подготовлены авторами из США и Канады, одна из статей – в соавторстве с британским автором. В статьях освещаются вопросы соответствия политики национальных библиотек и ассоциаций и декларируемых принципов, вопросы конфликта личных убеждений с профессиональными этическими стандартами. Также авторов интересует вопрос соотношения понятий «интеллектуальная свобода» и «нейтралитет», «альтернативность мнений» и «новая этика» и иных концепций, так или иначе имеющих отношение к принципам социальной справедливости, равенства, инклюзивности (включения кого-либо или чего-либо в активную жизнь социума).

Современный эпистемологический кризис в движении коммуникационно-информационных потоков современные авторы рассматривают как следствие бурного развития технологий, проникновения Интернета во все сферы жизни, возникновения новых типов информационного контента и расширения границ знания. К проблемам контента относят конспирологические теории, дезинформирование, неадекватные способы привлечения внимания, распространение фейковой и заведомо ложной информации, поляризацию, пропаганду и поднадзорность. Исключительная миссия библиотек заставляет их противостоять эпистемологическому кризису, сомнению, недоверию, манипуляциям, подавлению, цензуре.

А. Бёрн подчеркивает, что вопросы социальной справедливости не противоречат императиву интеллектуальной свободы и права каждого на информационное обслуживание. Социальная справедливость — одна из целей продвижения интеллектуальной свободы как права каждого человека. Без права на информацию и права на высказывание под угрозой оказываются все другие права человека.

  

УДК: 001.102:342.72/.73

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55; 19.31; 04.21.41

DOI: 10.1177/03400352221106801

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221106801#bibr1-03400352221106801

Следуя современным глобальным тенденциям Четвертой промышленной революции, научно-исследовательские институты и коммерческие организации по всему миру разрабатывают новые учебные программы для подготовки специалистов по дисциплинам, связанным с большими данными, аналитикой, управлением и курированием данных. Профессор кафедры библиотечно-информационных наук Университета Айн-Шамс (Каир, Египет) Махмуд Шериф Закария (Mahmoud Sherif Zakaria) в статье «Образовательные программы в области науки о данных в учебных заведениях Ближнего Востока: обзорное исследование» (Data science education programmes in Middle Eastern institutions: A survey study) рассказывает о текущем состоянии преподавания науки о данных в ближневосточном регионе. В исследовании проанализированы 48 образовательных программ академических учреждений из тринадцати стран. Автор установил четыре критерия для включения программы в настоящее исследование. Во-первых, в исследование вошли программы, предполагающие получение академической степени, такой как профессиональный диплом, степень бакалавра, магистра или доктора наук. Во-вторых, программы должны быть релевантны следующим трем поисковым запросам в Google: «образование в области науки о данных», «обучение аналитике данных» и «программы в области науки о данных». В-третьих, в названии программы должны фигурировать термины «данные» или «аналитика». Наконец, для исследования были выбраны программы, на веб-сайтах которых представлена достаточная информация о целях, курсах, учебных планах и часах.

Как показало исследование, больше всего (37,5%) программ предлагают страны Персидского залива (Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и Саудовская Аравия). Среди них больше всего программ (восемь) по науке о данных – в учебных заведениях Саудовской Аравии. В частности, в связи со стремлением правительства Саудовской Аравии заложить фундамент для продвижения экономики, основанной на знаниях, и поддержать планы цифрового преобразования страны, Университет принцессы Нуры бинт Абдулрахман — крупнейший университет для женщин в мире — учредил в сотрудничестве с Дублинским городским университетом (Ирландия) степень магистра компьютерных наук для саудовских женщин.

Автор статьи представляет общий обзор текущей ситуации в образовании в области науки о данных на Ближнем Востоке и предлагает некоторые рекомендации. Поскольку наука о данных имеет междисциплинарный характер, учебные программы должны формировать базовые знания в сфере информационных наук с акцентом на статистику, машинное обучение, визуализацию и интеллектуальный анализ данных. Рекомендуется также учитывать рынок труда, с тем чтобы количество выпускников академических учреждений соответствовала потребности в аналитиках и специалистах по данным. Автор предлагает направления для будущих исследований – например, изучение роли библиотекарей в продвижении науки о данных; преподавание этики этой дисциплины и изучение информационной грамотности; влияние пандемии COVID-19 на образование в области науки о данных во всем мире. Автор отмечает, что материалы исследования могут быть использованы для разработки новых или развития уже существующих образовательных программ как на уровне бакалавриата, так и на уровне последипломного образования.

  

УДК: 37.016:004.6

ГРНТИ: 20.01.45, 20.23; 14.91; 13.31.21

DOI: 10.1177/03400352221113362

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221113362