Journal of Librarianship and Information Science

 

Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027

С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».

  

УДК: 02+502.1

ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20

DOI: 10.1177/0961000620980830

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830

В декабрьский номер журнала вошла статья Анжелы Мурилло (Angela P. Murillo) и Айунг Юн (Ayoung Yoon) «Тенденции представления проблем цифровой сохранности в литературе: анализ журнальных статей, включенных в учебные программы и курсы» (A study of emerging trends in digital preservation literature: An analysis of journal articles presented in course syllabi).

С развитием технологий цифровой сохранности возникли и разрабатываются учебные программы и курсы в этой области. Оценить эти тенденции в образовании можно, в том числе, проанализировав структуру учебных программ и курсов и рекомендованную к изучению литературу к ним. Это позволило бы выявить темы и тенденции в образовании по направлению обеспечения цифровой сохранности информации. Данное исследование выполнено на базе материалов учебных курсов по магистерским программам в области библиотековедения и информатики, аккредитованным Северным отделением Американской библиотечной ассоциации, с акцентом на научно-исследовательские статьи и материалы научных конференций. Были применены методы библиометрического анализа, тематического моделирования, визуального анализа данных цитирования. Проведен анализ литературы по вопросу, детально представлены результаты исследования и тематика изучаемой литературы, дана количественная оценка тематическим группам, соотнесены данные, полученные при помощи разных методов, указаны конкретные учебные программы.

  

УДК: 004.056:02

ГРНТИ: 50.37.23; 81.93.29, 81.96; 20.23.29

DOI: 10.1177/0961000620967714

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620967714

Авторы Джейсон С. Янг (Jason C. Young), Брэндин Бойд (Brandyn Boyd), Катя Ефимова (Katya Yefimova), Стейси Ведлейк (Stacey Wedlake), Крис Кауард (Chris Coward) и Рольф Хапель (Rolf Hapel) опубликовали совместную статью «Роль библиотек в борьбе с ложной информацией: постановка проблемы» (The role of libraries in misinformation programming: A research agenda), в которой говорится о том, что в последние несколько лет дезинформация и фейковые новости распространились по платформам социальных сетей и сообществам, что имеет серьезные социальные и политические последствия. Библиотекари уверены, что могут и должны играть центральную роль в просвещении населения и борьбе с дезинформацией, однако при этом отсутствует понимание того, какими средствами и на какой основе эта борьба должна осуществляться. В данной статье, на основании анализа интервью и результатов обсуждений на семинаре, проведенном среди сотрудников публичных библиотек штата Вашингтон, очерчена новая область исследований. Обобщены эмпирические данные. Выявлены три направления, по которым научное сообщество могло бы помочь библиотекам эффективно решать проблемы, связанные с дезинформацией, фейковой информацией и т.п. Это разработка эффективных программ, инструментария, релевантного возникающим проблемам подобного характера, а также понимание политического и экономического контекста, который ограничивает свободу библиотек в обращении к неоднозначным темам, а порой ставит под угрозу их финансирование и сотрудничество с тем или иным сообществом. Рассмотрены форматы разработки программ, как уже существующих, так и перспективных и наиболее эффективных с точки зрения библиотекарей. Под форматами здесь подразумеваются различные типы и формы организации публичных мероприятий, проводимых в библиотеках. На сложную информационную экосистему, в которой возможно появление ложной информации, можно воздействовать, в частности, методами обучения технологической грамотности. Проведенное исследование носит пилотный характер и открывает возможности для более глубокого изучения проблемы, что поможет публичным библиотекам реализовать свой потенциал в борьбе с дезинформацией.

  

УДК: 021.4:001.9

ГРНТИ: 12.01; 13.31; 20.15.31; 50.41.25

DOI: 10.1177/0961000620966650

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0961000620966650