Library Management

 

Статья «Самообразование специалистов университетских научных библиотек в рамках системы управления библиотекой: анализ опыта библиотекарей» (Exploring library management support for enhancing self-directed learning: narratives from research-support librarians), опубликованная в очередном, сдвоенном номере журнала за 2021 г., посвящена проблемам совершенствования среды самообразования библиотекарей, занятых в сфере поддержки научной деятельности. Авторы статьи — Назринда А. Самах (Nazrinda A. Samah), Локман Мод Тахир (Lokman Mohd Tahir) и Ван Али Ван Юсоф Ван Мамат (Wan Ali @ Wan Yusoff Wan Mamat). В рамках данного качественного исследования для глубинных интервью были отобраны девять библиотекарей университетских библиотеки Малайзии. Ответы были проанализированы по методике Майлза и Губермана, что подразумевает преобразование данных опроса, их представление, построение выводов и верификацию. Для анализа и интервью было определено 5 тем и 31 подтема. Все респонденты выразили свое согласие с тем, что в рамках системы управления в их библиотеках в целом создана среда для профессионального роста и развития их компетенций как специалистов университетских библиотек. Каналами и платформами обмена компетенциями являются рутинные совещания, презентации, социальные сети. В библиотеках реализуются учебные мероприятия, принято наставничество над молодыми специалистами. Библиотекарей поощряют к посещению мотивационных и профессиональных курсов, участию в семинарах и конференциях, связанных с их должностными обязанностями; повышая квалификацию, они сами затем могут обучать своих коллег на рабочих местах. Однако в ходе исследования респонденты обозначили также некоторые проблемы и указали на барьеры, сдерживающие инициативы и ограничивающие поддержку их усилий по самообразованию. Они отмечали, в частности, что им сложно заниматься профессиональным развитием и исследованиями постоянно и последовательно, в качестве проблем назвали отсутствие ясности в выборе своих учеников, негативное отношение некоторых коллег, недостаточную мотивацию в рамках системы поощрения, а также фаворитизм и, традиционно, временные и финансовые ограничения. Респонденты высказали свои предложения о том, как улучшить среду поддержки самообразования в государственных университетских библиотеках. При некоторой ограниченности охвата и исследуемого материала статья очерчивает круг проблем, во многом характерных для университетских библиотек, и указывает на возможные направления будущих исследований.

  

УДК: 331.108.45+377:02

ГРНТИ: 13.31, 13.01.21; 20.15.31; 14.37.29

DOI: 10.1108/LM-07-2021-0058

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2021-0058/full/html

В этом же номере журнала Library Management опубликована статья доцента Департамента архивов, библиотечного дела и музееведения Ионического университета Петроса Костажиоласа (Petros Kostagiolas) и сотрудницы Публичной центральной исторической библиотеки Корфу Анны Кацани (Anna Katsani) «Управление публичными библиотеками во время пандемии COVID-19: систематический обзор литературы по методу PRISMA» (The management of public libraries during COVID-19 pandemic: a systematic literature review through PRISMA method). В статье представлен анализ литературы о воздействии пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность публичных библиотек и о мерах, предпринятых руководством библиотек во время пандемии и в постпандемическую эпоху. Он основан на методе предпочтительных параметров отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses, PRISMA) и охватывает публикации на английском языке, появившиеся в научных онлайн-ресурсах в период с января 2020 г. по июнь 2021 г. Использовались публикации, размещенные в библиографических базах данных (например, Scopus, Pubmed и Google Scholar), в базах данных международных научных, технических и медицинских издательств (например, Emerald Group Publishing, Elsevier-ScienceDirect, Springer, журналы SAGE, Taylor & Francis Online и т.д.), а также в отдельных цифровых репозиториях и онлайн-ресурсах ассоциаций и организаций. Обзор содержит анализ существующих парадигм управления публичными библиотеками, которые можно использовать на организационном, национальном или международном уровне при разработке стратегии для публичных библиотек по окончании пандемии COVID-19. Библиотеки стремятся реагировать на существующий кризис в области здравоохранения как современные, доступные, устойчивые, конкурентоспособные и надежные центры информационных ресурсов, сохраняющие культурное наследие и принципы демократии. В статье подчеркивается особый вклад публичных библиотек в жизнь сообщества, они предоставляют онлайн-услуги и программы, достоверную информацию о здоровье, культуре и образовании, способствуют распространению исследований о COVID-19, информационной грамотности и инновациям.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 20.15.3

DOI: 10.1108/LM-08-2021-0068

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-08-2021-0068/full/html