IFLA Journal

 

Специальный выпуск IFLA Journal посвящен проблемам библиотечного обслуживания и библиотек коренных народов. В редакторской статье, подготовленной Стивеном Стреттоном (Stephen Stratton), секретарем секции библиотек коренных народов IFLA, и Камиллой Каллисон (Camille Callison), председателем секции, заявлено, что главной целью данного подразделения IFLA является поддержка коренных сообществ и их культур, международное сотрудничество в сферах библиотечно-информационного обслуживания, культуры, знаний, науки, что отвечает потребностям коренных сообществ и задачам сохранения преемственности поколений, культуры и языков коренных народов мира. Секция поощряет усилия библиотек в данной области, обмен опытом, обучение, образование и исследовательскую деятельность, поэтому так важна коммуникация, коллективные проекты и сотрудничество с другими секциями IFLA, национальными библиотечными ассоциациями коренных народов, Международным библиотечным форумом коренных народов, специалистами, занятыми сохранением культурной памяти. Идея спецвыпуска журнала IFLA родилась в ходе Всемирного библиотечного и информационного Конгресса 2019 г. (Афины, Греция). Согласно определению ООН, впервые сформулированному Хосе-Мартинесом Кобо (José Martínez Cobo), коренными являются «народы, имеющие неразрывную историческую связь с землей, до вторжения колонизаторов, на территории которой они издавна проживали; считающие себя отличными от иных общественных групп, которые в настоящее время превалируют на этих территориях или на отдельных ее частях. Коренные народы, образуя на данный момент меньшую часть общества, стремятся сохранить, развивать и передать грядущим поколениям наследственные земли и свою этническую особенность, как основу будущего существования в качестве коренного населения, в соответствии с культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».

Хосе Мартинес-Кобо — эквадорский антрополог, дипломат, в качестве специального докладчика выступал в ООН по вопросам дискриминации коренного населения.

В редакторском вступлении очерчен круг проблем, исследуемых авторами выпуска: теоретические и методические вопросы, исторические аспекты, связанные с влиянием колонизации на систему знаний коренного народа, обеспечение доступа к цифровым коллекциям, библиотечное обслуживание, использование традиционных ценностных моделей в библиотечном обслуживании, безопасность и доступность культурного наследия, интеграция его в библиотечную сферу, сторителлинг, культурное наследие в пространстве публичных библиотек и т.д. Следует отметить географию представленных статей — от Канады, Латинской Америки, Судана, Нигерии до Южной Африки и Австралии. Аннотации к отдельным статьям выпуска представлены, в том числе, на русском языке.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1720/1/ifla-journal-47-3_2021.pdf

В ноябрьском номере опубликовано тематическое исследование «Первичная оценка результатов онлайнового обучения в области управления научно-исследовательскими данными в Университете Нового Южного Уэльса» (An initial evaluation of research data management online training at the University of New South Wales). Авторы – Адриан В. Чу (Adrian W. Chew), Черри Цзин У (Cherry Zin Oo), Аделина Л. Вонг (Adeline LH Wong) и Джоанна Глэддинг (Joanne Gladding). Статья пополнила корпус существующей литературы, посвященной обучению в сфере управления научно-исследовательскими данными, и призвана помочь организациям в разработке подобных курсов для исследователей и аспирантов. Управление научными данными – процесс организации, хранения и обмена данными с момента начала исследовательского проекта до публикации и архивирования результатов исследования. В Университете Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) был разработан вводный онлайновый курс по управлению научными данными, предназначенный для аспирантов первого года обучения, кандидатов на получение ученой степени. В статье описан процесс разработки онлайнового курса и приведена методология первичной оценки, проведенной как аспирантами, так и преподавателями. В целом, большинство прошедших курс выразило удовлетворенность курсом и нашло его полезным и качественным. В статье последовательно освещаются контекст возникновения идеи курса, процесс его разработки, принятая стратегия ориентации на пользователя, его преимущества и ограничения, результаты. Как показано в статье, курс ориентирован на решение конкретных проблем управления научными данными в организации.

  

УДК: 37.016:004.65

ГРНТИ: 14.85, 14.35.07, 14.35.09; 12.51; 20.23

DOI: 10.1177/03400352211054120

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211054120

В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23

DOI: 10.1177/03400352211057145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211057145

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025